Главная
Программы
Расписание занятий
Блог
Статьи
Оплата
Контакты
Свердловская область, г. Екатеринбург
Проведя более 4000 тестов, я отметила повторяющуюся проблему – недостаточно развитые для успешного усвоения учебного материала творческое мышление, воображение, переключаемость внимания, пространственное воображение детей к первому классу. Возможно, это связано с тем, что на курсах подготовки к школе учат только писать, считать, читать – т.е. действовать по шаблону.
Из моих наблюдений за учащимися первых классов: учитель задает вопрос, чтобы на него ответить, ребенку надо задействовать ассоциативное восприятие и мышление. Ассоциативные процессы, происходящие в сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов: визуальные, аудиальные, кинестетические. Вопрос учителя звучит без визуального подкрепления и подразумевает включение аудиальной ассоциации. Но и здесь, есть проблема – аудиальное восприятие информации у ребенка не активно. Он не слышит педагога или слышит избирательно. Следовательно, ответ на вопрос учителя, будет, мягко говоря, не по сути.
Учащиеся начальных классов не владеют методами интеллектуальной деятельности и не имеют достаточных знаний для ведения дискуссии или исследовательских занятий [1, с. 99]. Получив неудовлетворение от своего ответа, ребенок теряет уверенность и не стремится работать на уроке. Из 23-25 человек в классе постоянно работает не больше 5-7 учеников. Нетрудно предположить, что чем ниже успеваемость в начальной школе, тем ниже мотивация в средней школе.
1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (несформированность произвольного внимания – следовательно ученику трудно работать на уроке, он не запоминает, пропускает задания учителя; недоразвитая мелкая моторика, как следствие: трудности в обучении письму).
2. Тревожность или низкие адаптационные возможности нервной системы – следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на трудности школьной жизни.
3. Завышенные ожидания родителей, следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха.
В наш век, век информационного общества, интеллект является одним из наиболее социально значимых качеств личности. Проблема интеллектуального развития детей становится приоритетной задачей современной школы. Во многих странах мира в школьные курсы внедряются уроки обучения шахматам. Признается их высокий потенциал как средства интеллектуального развития учащихся, особенно начальных классов.
Поиски решения этой проблемы привели меня к научным работам автора Федерального курса «Шахматы – школе» И.Г. Сухина. По его мнению, шахматы для детей младшего возраста, не столько игра как таковая, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре [2–4].
В ряде своих работ И.Г. Сухин подчёркивает, что методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на постулат Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития» [2–4].
Учат мыслить логически, развивают у детей концентрацию, терпение, критическое мышление, творческие способности, настойчивость, память, мышление, а самое главное – формирует умение анализировать.
Знаменитый советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» [5, с. 131–132].
Во время игры в шахматы, игрок учится выбирать наилучший вариант и принимать решение. Этот навык становится бесценным, т.к. ежедневно школьники сталкиваются с проблемами, которые надо эффективно решать. Шахматы для школы нужно рассматривать именно как игру, а не как спорт. Они могут помочь неуспевающим детям, осуществить прорыв в самооценке, в повышении мотивации к учебе, и, как следствие, мы увидим счастливого и уверенного в себе человека.
В настоящее время существует достаточное количество шахматных школ, готовящих профессиональных спортсменов, и наряду с этим постоянно развивается и апробируется система внедрения шахматных занятий в общеобразовательных школах и даже детских садах. Ведущие педагоги признают полезность шахматных занятий для детей, целью которых является общее интеллектуальное и личностное развитие ребенка на шахматном материале. И в данном случае не ставят задачи добиться максимального спортивного результата.
Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира по шахматам, писал «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» [6, с. 8–9].
Поэтому, вслед за И.Г. Сухиным, считаю, что введение курса "Шахматы – школе" в дошкольных и школьных учреждениях, позволит сделать обучение радостным, поможет поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности [7].
Шахматы являются одним из наиболее эффективных инструментов развития детского ума, развития элементов самоконтроля, оценки своей деятельности, развития жизненной активности и творческих начал.
1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: «Педагогика», 1972. – 168 с.
2. Сухин И.Г. Наднациональное образование и развитие мышления при обучении игре в шахматы в России и других странах мира // Проект «Шахматы в РГСУ». Том 1. Фестиваль «Moscow Open 2009». Материалы Международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира». – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – С. 38-60.
3. Сухин И.Г. Национальные и наднациональные аспекты шахматного образования // Материалы Международной научно-практической конференции “Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития” в 3 ч.: Ч. 3. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. – С. 170-173.
4. Сухин И.Г. Учебный предмет “Шахматы” в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 280 с.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978. – 240 с.
6. Последние шахматные лекции Капабланки. – М.: ФИС, 1972. – 54 с.
7. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе». – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 40 с.