Главная
Обо мне
Статьи
Блог
Контакты
Шахматы
Спидкубинг
Расписание занятий
Оплата
Тезисы из выступления И.Г.Сухина на Международной научно-практической конференции “Кадровый потенциал Зауралья: вектор развития” 2015 год
Технология развития способности действовать "в уме" с использованием шахматного материала или Шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина
«Шахматно-задачную технологию» можно отнести к макротехнологиям, так как она направлена на решение одной из фундаментальных задач системы образования – поэтапному и структурированному развитию у детей способности действовать «в уме».
Способность действовать «в уме» (СДУ) – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.
«Шахматно-задачная технология» ориентирована на ученика и для блага ученика. В современном мире именно активность ребенка осознается как база для достижения целей обучения, и имеет место сближение позиций ученых, придерживающихся конструктивистского и деятельностного подходов.
Научной опорой «Шахматно-задачной технологии» стали исследования Я.А. Пономарева СДУ, которая сегодня рядом ученых рассматривается как ключевое условие развития интеллекта.
Каждый урок в общеобразовательной школе и каждое занятие в детском саду по «Шахматно-задачной технологии» является совместным актом творчества (сотворчества) педагога и детей с использованием материалов федерального курса «Шахматы – школе»: учебников, рабочих тетрадей, задачников, презентаций, сказок, загадок, логических головоломок и т.п.
Каждый урок (занятие) рассматривается как четко структурированная здоровьесберегающая система решения постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и организация развивающих дидактических игр.
Подобно тому, как каждый ребенок в определенный период жизни берет в руки карандаш, но лишь немногие становятся профессиональными художниками, так и каждый из детей должен соприкоснуться с шахматами не для достижения спортивных успехов, а чтобы взять из них то ценное, что они могут подарить. С этой целью и разработана «Шахматно-задачная технология».
Ведь в чем состоит основная трудность проведения урока шахмат в начальной школе и занятий в детском саду? В отличие от спортивных секций здесь педагог имеет дело с немотивированными детьми и даже порой с детьми, имеющими отрицательную мотивацию. Последнее случается, если родители все время обыгрывают ребенка, наивно полагая, что закаляют его характер. На самом деле такой подход закаляет лишь примерно 5% детей – бойцов «по жизни», а в остальных случаях приводит к формированию отрицательной мотивации.
А вот работа по «Шахматно-задачной технологии» обеспечивает почти 100% положительную мотивацию, потому что технология работы – задачная, и неуспешных нет. Задачи (головоломки) – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ребенка: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, отвечающее за развитие творческого мышления. Многие дети способны решать подобные задачи часами, так как они соответствуют их возрастным возможностям, интересам и желаниям.
Многочисленные опросы детей, с которыми занимались по «Шахматно-задачной технологии», показали, что урок шахмат нравится почти 100% учеников. Мало какой из других предметов начальной школы может похвастаться такими показателями.
центр
Призвание